Водительская карта к тахографу: нюансы получения
Наличие тахографа обязательно для грузовых и пассажирских перевозок с 2013 года. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации за номером 36 обязал владельцев определенных групп ТС использовать бортовые устройства для контроля за режимом труда и отдыха шоферов. До этого отсутствие прибора было законным (если на машине не было тахографа, санкции не применялись; но если устройство было смонтировано и при этом не функционировало, на перевозчика налагалось взыскание).
К устройству прилагаются специальные карты: водительская, для контролёра, для ответственного лица сервисного блока, которые позволяют дать доступ к записанной информации либо идентифицировать человека, находящегося за рулем авто в текущий временной отрезок.
Тахограф это...
...автоматический самописец, который монтируется на борту грузовика или автобуса для учета данных скоростного режима и контроля режима труда и отдыха водителя. Устройство оснащается модулем памяти и способно предоставить контролирующему лицу периодический отчет по следующим пунктам:
- Время езды в режимах "один"/экипаж;
- Диагностические сообщения с указанием даты и времени попытки использования неверной карты;
- Изменение режимов энергопитания автомобиля;
- Пробег за указанный период;
- Диагностические ошибки, которые зафиксированы бортовым компьютером.
Если самописец работает в режиме "экипаж", то он может отсортировывать данные от 1-го и 2-го шоферов. Таким образом, устройство способно давать объективную картину о характере вождения и техническом состоянии машины.
Заметим, что использование приборов учета значительно снизило аварийность с участием грузовиков и автобусов. С 1 июля 2018 года использование электронных контролеров обязательно не только на "дальнобоях" и междугородных автобусах, но и на пригородных автобусах и маршрутных такси. С 1 июля 2019 года нужно оснащать транспорт, работающий и на городских перевозках.
Типы водительских карт
Упоминаемый выше приказ Минтранса № 36 от 13.02.2013 регламентирует требования к шоферским картам для тахографа. Идентификатор из поликарбоната должен окрашиваться в белый цвет и иметь на поверхности не менее 2-х защитных голограмм. Изделие комплектуется чипом, который содержит основные биометрические данные о шофере. К каждой карте привязан персональный пин-код, который вводится водителем перед каждой активацией контрольного устройства.
На чипе и поверхности карты хранятся такие сведения:
- ФИО шофера;
- Дата рождения;
- Информация о "правах";
- Регистрационный номер карты.
Приказом № 36 установлены следующие разновидности карт:
- Для сервисной зоны: красная;
- Для контролирующего лица: голубая;
- Для автобазы и автоколонны: желтая.
Данные со всех типов карт можно скопировать на персональный компьютер и открыть через соответствующее ПО. Данные с самописца являются основанием для применения санкций к водителю.
СКЗИ или ЕСТР?
Данными аббревиатурами обозначаются 2 разных типа пишущих устройств.
Система криптозащиты информации - это отечественная инновация, которая работает в тандеме с модулем ГЛОНАСС. На сегодняшний день в РФ разрешено монтировать только СКЗИ-тахографы. По своей сути, СКЗИ - это отдельный модуль, который копирует и шифрует блоки данных с головного устройства. Минус: СКЗИ-модуль - вещь одноразовая. Привязать к другому тахографу его не получится. Зато модуль может считывать цифровую подпись: функция сделана для защиты от нелегального копирования.
ЕСТР - это устройство, которое разработано и эксплуатируется с учетом европейских требований организации перевозок. ЕСТР-тахографы запрещены в РФ с 2014 года и должны использоваться только при выезде за рубеж. Идентификация шофера также происходит с помощью персональных карт. Карты ЕСТР не подходят для СКЗИ, так как имеют другой алгоритм шифрования, содержат иные сведения о водителе. Данный тип устройств считается более надежным в аспекте шифрования данных: доказано, что блок СКЗИ можно обмануть, подав на него искаженные сведения.
Что делать с тахографом
Порядок использования описан в Приложении 3 к упомянутому 36-му Приказу. Шофер обязан активировать самописец перед началом смены путем установки карты в левый слот прибора. Далее он обязан задавать текущее местоположение. В конце смены карточка удаляется из слота. Нельзя использовать поврежденный или просроченный идентификатор. Каждые 28 суток шофер должен копировать файлы с персональной карты на рабочий компьютер. Запрещено ездить с неактивированным устройством, а также отключать его на ходу.
Получение водительской карты
Изготовлением карт, периодическими проверками и обслуживание контрольного оборудования занимаются профильные автостанции, имеющие разрешение на описываемую деятельность от ФСБ. Карты изготавливаются и выдаются только после предоставления набора документов, который состоит из:
- Паспорта;
- СНИЛС;
- Справки с автобазы;
- Водительское удостоверение;
- Фото 4*6.
Если водитель работает как ИП, ему нужно дополнительно принести копию свидетельства о регистрации. То же самое актуально и для юридических лиц. Карты могут иметь разный срок действия: от года до трех лет. Изготовление идентификатора длится до полутора недель. Стоимость: до 3000 рублей.
Водитель, который будет уличен за езду без персональной карты будет оштрафован на одну-три тысячи рублей.